Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сегодня: 27 декабря 2024

  

  

Глава Калиновского сельского поселения Камышловского муниципального района Свердловской области

Зверева Ольга Александровна

 

Главная / Содержание / Противодействие коррупции / Методические материалы / Памятка для муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции

Памятка для муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции

07 Февраля 2017

Настоящая  памятка  разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих  при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей  доходов (неосновательного обогащения)  в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.         

Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Значительный размер взятки - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

Мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Присвоение или растрата - это  хищение чужого имущества, вверенного виновному.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки: обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:  принятие в дар (и дарение) подарков муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством: могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.   Преступлениями коррупционного характера являются: предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении муниципальным служащим каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

       

Взяткой могут быть:

Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.

 

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки

 

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или лицо, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти - это государственный или муниципальный служащий любого ранга.

 

Отдельные виды наказаний за взятку

 

Преступление

Наказание

1) Получение взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, а равно за общее покровительство или попустительство по службе

  • штраф в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет,
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового

2) Получение должностным лицом взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.)

  • штраф в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

3) Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)

  • штраф в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового

 

4) Совершение вышеуказанных преступлений лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления

 

  • штраф в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет;
  • лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового

 

5) Совершение преступлений предусмотренных частями первой, третьей, четвертой настоящей таблицы, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

 

  • штраф в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;
  • лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового

6) Совершение преступлений, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей таблицы, совершенные в особо крупном размере (свыше 1млн. руб.)

 

  • штраф наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет;
  • лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового

 

Основные причины получения и дачи взятки

 

Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей служащего. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить разрешение на какую-то деятельность, чем ждать решения своего вопроса.

Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий служащего по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие служащим, осуществляющем контрольные функции,  мер к нарушителю требований за определенное вознаграждение.

В-третьих, это платеж за подкуп самого служащего, для того чтобы он заботился о корыстных интересах взяткодателя.

 

Можно ли муниципальному служащему обезопасить себя от провокации взятки

 

Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:

1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);

5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

7) если Вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника;

9) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего руководителя;

10) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

11) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

 

Косвенные признаки предложения взятки

 

1. Разговор о возможной взятке может носить  иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги.

2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).

3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.

4. Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

 

Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки

 

1. Уведомить о данном факте своего руководителя.

2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.

4. Написать в правоохранительные органы заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:

кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;

какова сумма и характер предлагаемой взятки;

за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;

в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

 

Это важно знать

 

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшим сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

 

Основания освобождения от уголовной ответственности

 

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

 

Увольнение в связи с утратой доверия

 

1. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 (Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе) и 15 (Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) Федерального закона от 02.03.2007  № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

3. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

4. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции

 

Федеральные законы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

Указы Президента Российской Федерации

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».

 

Законы Свердловской области

  1. Закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области»;
  2. Закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области».

 

Указы Губернатора Законы Свердловской области

 

  1. Указ Губернатора Свердловской области от 10.12.2012 № 920-УГ «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Свердловской области, и муниципальными служащими в Свердловской области, и соблюдения муниципальными служащими в Свердловской области требований к служебному поведению»;
  2. Указ Губернатора Свердловской области от 30.06.2014 № 334-УГ «Об утверждении Порядка проверки достоверности и полноты сведений о расходах, представляемых муниципальными служащими в Свердловской области».

 

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Калиновское сельское поселение»

1. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 31.08.2009 № 193 «Об утверждении порядка проведения служебных проверок по фактам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих в муниципальном образовании «Калиновское сельское поселение»;

2. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 31.08.2009  № 194 «О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»;

3. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 15.08.2014 №  58 «О порядке применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим,  замещающим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение» (в ред. Решения от 26.03.2015 № 92);

4. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 25.12.2015 № 130 «Об утверждении положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», и муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

5. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 26.02.2016 №  142 «Об утверждении реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления

муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение», замещение которых связано с коррупционными рисками»;

6. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» 26.02.2016 №  143 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы администрации   муниципального образования «Калиновское сельское поселение», при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

7. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 23.04.2013 № 99 «Об утверждении Положения о соблюдении ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», при заключении им трудового или гражданско-правового договора»;

8. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 07.03.2014   № 44 «Об утверждении порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации;

9. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 30.12.2014 № 340 «Об утверждении порядка предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение»»;

10. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 20.04.2015 № 79 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Калиновское сельское поселение», должности муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение», должности руководителей муниципальных учреждений муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и членов их семей на официальном сайте муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;

11. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 19.01.2016 № 30 «Об утверждении порядка уведомления муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».