Сегодня: 27 декабря 2024
Памятка для муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции
Настоящая памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных обязанностей.
Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Значительный размер взятки - сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
Мошенничество - это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Присвоение или растрата - это хищение чужого имущества, вверенного виновному.
В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.
Дисциплинарные коррупционные проступки: обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.
К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся: принятие в дар (и дарение) подарков муниципальным служащим в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей.
К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством: могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п. Преступлениями коррупционного характера являются: предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении муниципальным служащим каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.
Взяткой могут быть:
Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.
Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или лицо, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Представитель власти - это государственный или муниципальный служащий любого ранга.
Отдельные виды наказаний за взятку
Преступление |
Наказание |
1) Получение взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, а равно за общее покровительство или попустительство по службе |
|
2) Получение должностным лицом взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) |
|
3) Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие) |
|
4) Совершение вышеуказанных преступлений лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления
|
|
5) Совершение преступлений предусмотренных частями первой, третьей, четвертой настоящей таблицы, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
|
|
6) Совершение преступлений, предусмотренных частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей таблицы, совершенные в особо крупном размере (свыше 1млн. руб.)
|
|
Основные причины получения и дачи взятки
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей служащего. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить разрешение на какую-то деятельность, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий служащего по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие служащим, осуществляющем контрольные функции, мер к нарушителю требований за определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж за подкуп самого служащего, для того чтобы он заботился о корыстных интересах взяткодателя.
Можно ли муниципальному служащему обезопасить себя от провокации взятки
Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:
1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;
2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;
4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);
5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
7) если Вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного начальника;
9) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего руководителя;
10) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и малознакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных или личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);
11) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.
Косвенные признаки предложения взятки
1. Разговор о возможной взятке может носить иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги.
2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
4. Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Что следует предпринять сразу после свершившегося факта предложения взятки
1. Уведомить о данном факте своего руководителя.
2. Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.
В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пересечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.
3. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки.
4. Написать в правоохранительные органы заявление о факте предложения Вам взятки, в котором точно указать:
кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку;
какова сумма и характер предлагаемой взятки;
за какие конкретно действия (или бездействия) Вам предлагают взятку;
в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;
в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.
Это важно знать
Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.
Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшим сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.
Основания освобождения от уголовной ответственности
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Увольнение в связи с утратой доверия
1. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 (Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе) и 15 (Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
3. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
4. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции
Федеральные законы
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Указы Президента Российской Федерации
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».
Законы Свердловской области
- Закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области»;
- Закон Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области».
Указы Губернатора Законы Свердловской области
- Указ Губернатора Свердловской области от 10.12.2012 № 920-УГ «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Свердловской области, и муниципальными служащими в Свердловской области, и соблюдения муниципальными служащими в Свердловской области требований к служебному поведению»;
- Указ Губернатора Свердловской области от 30.06.2014 № 334-УГ «Об утверждении Порядка проверки достоверности и полноты сведений о расходах, представляемых муниципальными служащими в Свердловской области».
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Калиновское сельское поселение»
1. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 31.08.2009 № 193 «Об утверждении порядка проведения служебных проверок по фактам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих в муниципальном образовании «Калиновское сельское поселение»;
2. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 31.08.2009 № 194 «О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»;
3. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 15.08.2014 № 58 «О порядке применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение» (в ред. Решения от 26.03.2015 № 92);
4. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 25.12.2015 № 130 «Об утверждении положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», и муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
5. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 26.02.2016 № 142 «Об утверждении реестра наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления
муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение», замещение которых связано с коррупционными рисками»;
6. Решение Думы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» 26.02.2016 № 143 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
7. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 23.04.2013 № 99 «Об утверждении Положения о соблюдении ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», при заключении им трудового или гражданско-правового договора»;
8. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 07.03.2014 № 44 «Об утверждении порядка сообщения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации;
9. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 30.12.2014 № 340 «Об утверждении порядка предварительного уведомления представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение»»;
10. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 20.04.2015 № 79 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Калиновское сельское поселение», должности муниципальной службы муниципального образования «Калиновское сельское поселение», должности руководителей муниципальных учреждений муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и членов их семей на официальном сайте муниципального образования «Калиновское сельское поселение» и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;
11. Постановление главы муниципального образования «Калиновское сельское поселение» от 19.01.2016 № 30 «Об утверждении порядка уведомления муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Калиновское сельское поселение», о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».